О, какие чудеса наблюдаем мы на экране в начале XXI  века! Да ещё в формате 3D! Другая планета? – пожалуйста! Единороги и драконы – что может быть проще! Мы видим, как звездолёт пронзает пространство, как Гарри Поттер проходит сквозь стенку, как Алиса  проваливается в кроличью нору и летит, летит…

 Чудес на экране стало так много, что они уже и удивлять перестали. Зритель знает, что это программисты смоделировали на компьютере другую реальность и никакого волшебства. Только сказки-то без тайны не бывает! Не так много людей владеют этим искусством – рассказывать, показывать или снимать сказки.

 В нашей стране первым сказочником был Александр Артурович Роу, и  8 марта мы отмечаем 105 лет со дня его рождения.

Александр Роу, как написано в справочниках, советский режиссёр-сказочник. Ну, какие советские фильмы знают современные дети? Как, какие?! А это: «Маманя, а у Настьки коса длиньше! – Зато твоя в магазине куплена!» Это же «Морозко» с неподражаемой Инной Чуриковой в роли родной старухиной дочки.  И старый фильм «По щучьему веленью, по моему хотенью»,  снятый Роу в тридцатые годы, современные дети знают. Это было смело для того времени, потому что сказка считалась «чуждым советским детям жанром, пропагандой мистики и прочих суеверий». А «Василиса Прекрасная», для которой в Сергиеве Посаде был изготовлен  Змей Горыныч в «натуральную величину»? Представляете, 11 метров длиной и 5 метров высотой, такой двухэтажный дом. Везли на съемки в Крым на нескольких железнодорожных платформах. Привезли, собрали, внутри поместились  и там работали 20 актёров-кукольников. Богатырский конь, на котором Иван должен был сразиться со Змеем,  испугался по-настоящему – так ужасен был Змей Горыныч. Еле справились со съемкой.

До Роу чудеса в кино снимали с помощью мультипликации. Он начал использовать комбинированные съёмки и ещё что-то, что продолжает удивлять искушённых в компьютерных чудесах современных зрителей. Может быть, он действительно был волшебником?

Роу снимал в основном русские народные сказки, переводя на киноязык самую душу русского народа, и при этом он сам русским  не был.

Как сказано в одном знаменитом романе, вопросы крови – самые сложные вопросы в мире. В какой пропорции надо было смешать африканскую и русскую кровь, чтобы получился Пушкин, а сколько надо взять шотландской крови, чтобы наша литература обрела великого русского поэта Лермонтова? А какая волшебная смесь породила Владимира Даля, Афанасия Фета, Александра Герцена и т.д. и т.п.?

Для того, чтобы появился на свет мастер русской киносказки, нужно было, оказывается, смешать русскую кровь с ирландской. Отец Александра Роу был ирландцем, приглашённым в начале ХХ века в Россию. Он был инженер-мукомол. В войну 1914 года Артур Роу вернулся в Ирландию, семью же оставил в России. Как выяснилось, навсегда.

 Саше было всего десять лет, а пришлось стать кормильцем для семьи. Время же было очень тяжёлое – 1916 год. Революция, затем гражданская война, разруха. Чем он только ни занимался! Был помощником священника, а  в 1917 году пришлось продавать спички, гребёнки, шпильки и прочую галантерейную мелочь. Может быть тогда у одиннадцатилетнего мальчика и возникло желание устроить мир как в сказке: «По щучьему веленью»?  Пятнадцати лет Саша Роу получил первый актерский опыт - он начал работать в агиттеатре «Синяя блуза».

Торговля дала возможность накопить немного денег и закончить семилетку (неполное среднее образование). Мать ему советовала пойти по стопам отца – стать инженером и поступить в промышленно-экономический техникум. Но Саша поступил в киношколу Б. Чайковского на актёрское отделение, затем учился в драматическом техникуме имени М. Ермоловой.

Кинематографическая карьера Роу началась на киностудии «Межрабпом-фильм», где он сначала был ассистентом у прославленного Протазанова. Вскоре  эта киностудия стала первой и единственной в мире студией для детей «Союздетфильм», где Роу приступил к созданию первой своей киносказки «По щучьему веленью». Это был первый фильм, в котором волшебство было доверено живым актёрам, а не куклам или рисованным героям.

Вот так и сбылась мечта мальчика Саши со странной фамилией  «Роу» сделать сказку былью. Правда, первым среди сказочников он стал не «по щучьему веленью», а по своему хотенью, большому трудолюбию и таланту. И уже восемьдесят три года дети разных возрастов замирают перед экраном, когда там идут титры одной из созданных им сказок.

 

 

 

© Л.Е. Сычева, главный библиотекарь

 

 

Александр Роу