Я не помню, когда мне подарили эту книгу. Точно, что это было задолго до школы, что читала я её с бабушкой, то есть, то про себя, то бабушке вслух, то бабушка вслух  - мне. Книга была толстая и картинки в ней были не цветные. Очень скоро мне стало не до картинок. О, бедный дядя Том! О, бедная тётушка Хлоя! О, бедный ангел Ева! Словом, книжка «Хижина дяди Тома» была прочитана вдоль, поперёк, наискосок, от доски, доски, от кори до корки. Иллюстрации я исправила, решительно отделяя карандашом  проклятых рабовладельцев от несчастных негров, а особенно противным персонажам пририсовывала рога и хвосты. И никакое это было не безобразие - книга-то моя, я в ней жила и старалась как умела исправить несправедливость! Я боролась за свободу рабов. Вот.

Полтора столетия этим занимаются мальчики и девочки во всём мире. Этому нас научила Гарриет Бичер-Стоу, которой в июне исполняется 200 лет.

Какой она была в детстве, «маленькая женщина, которая развязала такую большую войну (американского севера с американским же югом за освобождение чернокожих рабов)» - так воскликнул  президент Авраам Линкольн, познакомившись с Бичер-Стоу. Наверное, она была похожа на Еву, ведь книга сейчас кажется нам довольно сентиментальной, а негры уж очень идеальными… А вот и нет! Гарриет, скорее, была похожа на мисс Офелию! За исключение  того, что последняя была не замужем.

Гарриет родилась в Коннектикуте, на северо-востоке  США. Здесь жили суровые глубоко религиозные люди. Здесь много работали, много молились, а детей воспитывали в строгости. Гарриет родилась в семье священника, это значит, что суровость воспитания следует удвоить. По мнению родителей Гарриет, «ребёнок должен усвоить спокойные манеры, двигаться без шума, говорить без крика» и особенно усердно изучать катехизис – Священное Писание, переложенное для детей. Оказывается, быть суровым и быть жестоким по отношению к ребёнку вовсе не одно и то же. Гарриет, или Хэтти, как её звали дома, не тяготилась строгим воспитанием. Катехизис учила с удовольствием, слушалась старших, и, видимо, старшие требовали от девочки вещей разумных, не покушаясь на свободу мысли девочки. Она много читала, много училась. Вообще современные представления об образовании в прошлом и позапрошлом веке, особенно девочек, мало соответствуют действительности. Так Хэтти Бичер в ДВЕНАДЦАТЬ (!) лет выступила на академической  выставке с собственным сочинением, которое называлось: «Можно ли доказать бессмертие души в силу её собственной природы». Вот две фразы из него: «Первый аргумент для доказательства бессмертия души вытекает из самой природы духа. Дух не состоит из частей, не подвержен делению и распаду, поэтому, раз он не разрушается, то будет существовать вечно». Кто сейчас пишет такое в 12 лет? И кто задумывается о бессмертии души и природе духа?

        Маленькая девочка Хэтти Бичер была твёрдо убеждена, что все люди, независимо от цвета кожи, равны перед Богом. В девять лет Хэтти уже знала, что рабовладение, торговля  людьми – очень большая проблема, которую когда-нибудь придётся решать её стране.  Дело в том, что место, где жила её     семья находилось как раз на границе между севером, где рабство было запрещено, и югом, где оно было узаконено, по так, называемому Миссурийскому компромиссу. Отец Хэтти был возмущён этим компромиссом и произносил такие воодушевленные проповеди против рабства, что они вызывали слёзы на суровых лицах старых фермеров, а, естественно, Хэтти плакала навзрыд. От узаконенного рабовладения Хэтти отделяла только река Огайо. Когда рабам удавалось бежать, «Мы никогда не отворачивались от беженцев, - писала Гарриет, - и помогали им чем могли» Спрятать, накормить, переправить дальше на север… Но самую главную помощь оказала Гарриет Бичер-Стоу, когда выросла и написала книгу «Хижина дяди Тома», книгу, которая заставила очень многих людей осознать всю жестокость богопротивность рабства. Прошло уже полторы сотни лет, а книга Бичер-Стоу живёт и не думает исчезать из детского чтения. Почему? Да потому, что тысячи мальчиков и девочек продолжают учиться по ней милосердию и борьбе человека за собственное достоинство.

 

 

© Л.Е. Сычева, главный библиотекарь