Этого человека знает каждый школьник, ведь каждое первое сентября из окон каждой школы звучит: «Школьные годы чудесные!..» Музыку этого знаменитого вальса сочинил Дмитрий Кабалевский.
      Школьный урок музыки назывался пением и никогда не был главным (школы с
«уклоном» не считаются). Пение заменяли математикой и русским, на пении можно было заниматься своими делами, просто валять дурака… Была, наверное, программа по «пению», были, конечно, педагоги-энтузиасты… Но до поры до времени не было человека, который бы наконец понял, что детям нужно не «пение», а Музыка. Плохо жить без музыки, без умения её слушать и слышать. Дмитрий Борисович Кабалевский не только создал новую систему музыкального воспитания в общеобразовательной школе, он добился того, что по ней стали работать учителя. Пение стало уроком Музыки.

      Детство Мити Кабалевского - интеллигентное петербургское детство начала ХХ века. У Мити был папа-математик, считавший, что дети не должны расти барами, чураться простого народа, поэтому маленькие Митя и Лена Кабалевские, гуляя с папой по зимней столице, заходили пить чай с мороза в извозчичью чайную… И мама, любившая литературы, музыку и коньки.

      Отец Кабалевского был человеком философского склада ума, при и этом не лишённый чувства юмора. Его мысли-афоризмы стали для сына чем-то вроде жизненных заповедей: «Когда у тебя будут деньги, ты, вероятно, поедешь в международном вагоне. Но если денег не будет и ехать придётся в теплушке, не чувствуй себя от этого более несчастным…». «Слушая граммофон (то, что сейчас называется «плеер»), никогда не путай музыку с шумом пластинки, а то и «шум жизни», чего доброго за самую жизнь примешь…» «Если у тебя получилось 2+2=5, значит ты неверно решал задачу…»

      Детство Мити Кабалевского было счастливым. Всё в нём шло своим чередом: Начальное городское училище, 1-я Петербургская классическая гимназия. Первые стихи в гимназическом журнале... Первые уроки музыки. Правда, продолжались они недолго. Нотной грамотой восьмилетний Митя овладел очень быстро, гаммы, этюды, ученические пьесы выучил, но всё это было для него отчаянно скучно. Ему напрочь запретили играть что-либо, кроме заданных уроков – это, мол, отвлекает и портит руку. Любимейшее занятие Мити – импровизацию – взрослые называли бренчанием. И тогда Митя решил устроить восстание. В доме собрались гости. Пели, музицировали. Наконец, кто-то из родителей объявил: «А сейчас Митенька сыграет нам пьеску Бурхмюллера!» Митенька сел за пианино, намертво нажал педаль и, что было силы, в самом быстром темпе, на какой был способен, прогрохотал специально подобранный для этого случая модный в те годы танец «Матчиш». Эффект был великолепен! Взрослые были шокированы. (Ещё бы! Это всё равно, что сейчас маленький мальчик вместо песенки про маму вдруг выдаст крутой рэп) Занятия были прекращены. Митя вернулся к ним спустя шесть лет, уже в Москве, куда семья Кабалевских переехала из Петрограда. Ему было 14 лет, для начинающего музыканта довольно много. Дело происходило в 1918 году, во время гражданской войны, в разруху. Взятое напрокат пианино стояло в нетопленной комнате - зимой здесь было несколько градусов ниже нуля. Надев валенки, ушанку, Митя садился за плохонький инструмент и распухшими от голода и холода, растрескавшимися пальцами начинал учить заданный урок. Ледяные клавиши обжигали пальцы, но он играл... Уж очень хотелось ему стать настоящим музыкантом!

      Он и стал настоящим, закончив сначала музыкальное училище, а затем консерваторию. Студентом подрабатывал тапёром (аккомпаниатором) в кинотеатрах, откуда иногда был изгоняем: хорош тапёр, который вместо того, чтобы бренчать на клавишах покатывается со смеху, увлёкшись комедией. Он вообще был весёлым и лёгким человеком, а ещё он здорово ладил с детьми. И они считали его своим:

Спросите-ка в Артеке
Об этом человеке,
И скажут вам в ответ:
«Ему - двенадцать лет!»

такими словами Кабалевского поздравили с шестидесятилетием!

Как-то он отдыхал в Доме творчества, и к нему явилась детская делегация из соседнего пионерского лагеря. Детям нужна была песня для костра. Срочно! Костёр-то послезавтра, а петь нечего. Композитор обещал успеть написать для них песню и слово своё сдержал. Всю ночь он работал над песней, а утром сам понёс её в лагерь и «сдал» работу. А вечером вместе с ребятами пел:

«То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой,
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой…
»

Эту очень лиричную детскую песню современные исполнители поют до сих пор.

      Дмитрий Кабалевский писал симфоническую музыку, оперы, оперетты, песни для детей и взрослый. Им написана музыка к десятку кинофильмов, среди которых «Первоклассница» по Е. Шварцу и трилогия «Хождения по мукам» по А. Толстому. Он писал книжки для детей и взрослых, но самое главное, он умел учить Музыке детей.

© Л.Е. Сычева, главный библиотекарь

Дмитрий Кабалевский