Февраль.  Третья четверть. Самая длинная и тоскливая. (Для меня). Эх, если бы нам диктовали такие вот диктанты:

На полу сидела мышь.

Вдруг вбегает грозный муж.

И, схватив огромный нож,

К мыши он ползёт, как уж…

Это не я  сочинила. Такие диктанты  диктовал своим ученикам  юный выпускник Московского педагогического института Юрий Коваль, тот самый, который написал «Приключения Васи Куролесова», «Самую лёгкую лодку в мире», цикл рассказов «Чистый Дор», «Полынные сказки», «Недопёска Наполеона Первого» и много ещё чего, в том числе книгу, которую я так не люблю читать до конца – «Пограничный пёс Алый». Попробуйте прочитать, поймёте, почему.

Будущий учитель русского языка и литературы начинал как злостный «двоечник-рецидивист», впрочем, как и его брат Боря. Братья-двоечники родились в семье начальника уголовного розыска Московской области и врача-психиатра. К счастью, «начальник угро» обладал здоровым чувством юмора, а мама-психиатр не применяла профессиональные умения на детях. Оба, видимо, понимали: двойки – не самое страшное, что может произойти с детьми. И действительно, едва в школе появился незаурядный учитель русского языка и литературы, как с мальчиками произошло чудо.

Владимир Николаевич Протопопов был великий учитель. Один только вид его – яростная борода и пронзительный взгляд – мгновенно превращали двоечника в троечника.

Когда же Протопопов открывал рот и слышались неумолимые раскаты – новообретённому троечнику ничего в жизни не оставалось, кроме последней мучительной попытки превращения в четвёрочника.

 - А дальше уже от Бога, - решал обычно Владимир Николаевич.

 Этот человек быстро перевёл Юру и Борю из отстающих в успевающие, но из школы ушёл. Пришлось Юре ходить к нему заниматься частным образом: родители уверились, что без Владимира Николаевича  Юра  пропадёт.

Эти занятия тоже были весьма необычными. Начинались они очень поздно. Учитель и ученик пили крепкий чай, читали друг другу стихи и проверяли сочинения  учеников той школы, где работал Протопопов.

Сквозь грозный вид и львиный рык учителя, Юра чувствовал  неподдельное уважение к себе, и ощущал себя пред очами Протопопова не жалким двоечником, а личностью.

   Занятия были столь успешными, что бывший двоечник поступил на филфак самого странного на тот момент института в Москве – педагогического. Почему странного? Да потому что в 1955 году в этом институте учились: Юрий Визбор, Ада Якушева, Юлий Ким,  Пётр Фоменко, Юрий Ряшенцев, словом, как сказал бы Окуджава: «Все они красавцы, все они таланты, все они поэты»… В таком окружении просто невозможно было не начать играть на гитаре, петь, рисовать, сочинять, что Юра Коваль и делал. Кстати, окончил он пединститут по двум специальностям: русский – литература, и рисование. А брат Боря между прочим стал известным учёным-историком и политологом.

Юра же преподавал в сельской школе, потом в школе рабочей молодёжи, сотрудничал в журнале «Мурзилка». И вот тут его послали в командировку на пограничную заставу, откуда он и привёз повесть о пограничном псе Алом.  Он, можно сказать, поймал прозу за хвост. Собачий. С этого момента сам Коваль, его друзья и коллеги стали считать его настоящим детским писателем.

По книгам Юрия Коваля созданы  художественные и мультипликационные фильмы, обязательно посмотрите их, а потом приходите за его книгами, полными любви автора ко всему живому, и которую люди ищут всю жизнь, а находят в памяти детства или в хорошей детской книге.

© Л.Е. Сычева, главный библиотекарь

Юрий Коваль