Борис Житков

Сентябрь. Самый учёный месяц.  Мелкий народец – дети – отправляется в школу. Это неправда, что дети не любят учиться. Учиться – это смысл жизни детей. Другое дело – чему и у кого. Не часто рядом с теперешним ребёнком оказывается умелый взрослый, такой, который может научить делать что-нибудь настоящее, взаправдашнее: стул, стол, пароход, самолёт. А так хочется научиться! И узнать про всё: почему и отчего. Взрослые чаще всего отмахиваются. Или сажают к компьютеру. А там вроде всё есть, но как ребёнку понять, что из этого всего нужно и важно, а что -  просто ерунда. В книжках, проверенных временем, всё ясно и понятно: ЧТО, КАК, ПОЧЕМУ. Такими книжками, отвечающими на самые первые главные детские почему, до сих пор остаются книги Ильина, Сахарнова, Бианки и, конечно, Бориса Житкова, которому 11 сентября исполняется 130 лет.

Читаешь о Житкове и начинаешь подумывать, а такое ли уж пустое дело – гороскопы?  Житков  родился под знаком  Девы, говорят, это знак дотошных, обстоятельных и аккуратных, тех, кто добирается до сути, не отступает от принципов и уж если чему-либо учится, то старается стать лучшим. Девы очень требовательны к себе, да и окружающим от них ого как достаётся.

Родился Житков в Новгороде, но детство его прошло в Одессе. В этом  городе в то же время жил другой мальчик, Коля Корнейчуков, который стал известен под именем Корнея Ивановича Чуковского. Они учились в одном классе второй Одесской гимназии. Сначала они не дружили – принадлежали к разным мальчишечьим компаниям. Боря даже своим казался надменным. Но Коле нравилась даже его надменность. А ещё ему нравилось, что Боря живёт над самым морем, что все его дяди – все до одного! – адмиралы, что у него есть собственная лодка, телескоп на трёх ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пёс. Пса Коля видел своими глазами: пёс провожал хозяина до ворот гимназии и нёс в зубах его скрипку.

Несколько месяцев Коля старался привлечь к себе внимание сдержанного, серьёзного, молчаливого Бори. Всё было тщетно. Лишь когда Коля проявил недюжинную волю, просидев в гимназии несколько часов без обеда – он был наказан - но не выдал никого, Борис снизошёл до товарища по классу. Мальчики подружились.

Боря обнаружил, что Коля не умеет грести, не знает, где зюйд, где вест, не знает, что такое гербарий, не знает, как ориентироваться по звёздному небу.  На следующий же день Борис явился к другу домой, и началось обучение морской премудрости, астрономическим наблюдениям и т. д. и т.п.

Третьеклассника Борю Житкова так и распирало от самых разных знаний, которые он, педагог по природе, горел желанием немедленно кому-то передать. В лице одноклассника он получил великолепного ученика. Он учил Колю всему: гальванопластике, французскому языку, вязанию морских узлов, распознаванию зверей и птиц, предсказанию погоды, плаванию, ловле тарантулов… Боря Житков очаровал и маму Коли Корнейчукова. Оказалось, он разбирался и в домашнем цветоводстве, особенно в том, какую землю нужно брать для цветов, и в том, как кроить и шить блузки.

Вообще он  охотнее сходился со взрослыми, чем со сверстниками, Особенно скоро он находил общий язык с разного рода мастеровыми людьми. С каждым из них у Бори был деловой контакт. И все его взрослые знакомые относились к нему уважительно и называли его, тринадцатилетнего, Борисом  Степановичем. И с отцом у Бори Житкова были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная свобода – так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверие во зло. И действительно, по свидетельству людей, знавших его, он ни разу ни в чём не солгал своим родителям.

Когда мальчикам исполнилось по пятнадцать лет,  Борис пришёл к Коле и предложил собираться в Киев. Пешком. По проложенному Борисом маршруту. Коля  согласился.

Предварительно была составлена бумага, в которой были определены их взаимные отношения. По этим правилам Коля должен был беспрекословно слушаться своего командира Бориса Житкова. И если этот договор нарушен будет дважды, то дружба мальчиков окончена на веки вечные.

Они отправились. Невысокий худенький Житков шёл, как поезд, строго по расписанию. Менее собранному и тренированному Коле это было не под силу. Тем более нарушением договора Борис считал любое, пусть на шаг в сторону, отступление от маршрута. Сказано, привал через шесть часов, значит, через шесть, и пусть всё горит синим огнём. В конце концов, Коле не выдержал. Он устал. Тем более, шли они уже не первый день, и жара была фантастическая. Такая, что в степном воздухе появлялись миражи. Коля не выдержал, лег на землю и принялся уничтожать запас воды. Дважды Борис напоминал товарищу о том, что время привала ещё не подошло, дважды напоминал ему условия договора – Коля продолжал лежать. И Борис ушел один. Через некоторое время поднялся и Коля. Бориса он не догнал, нашёл только записку, приклеенную кусочком воска к телеграфному столбу: БОЛЬШЕ МЫ С ВАМИ НЕЗНАКОМЫ!

И они были «незнакомы» тридцать лет. Лишь в 1923 году Житков объявился в Петербурге, где тогда жил Коля, теперь уже Корней Иванович Чуковский. Знакомство возобновилось. У Чуковских Житков начал рассказывать истории из своей жизни. Чуковский почуял в нём готового сложившегося писателя и предложил Житкову показать свои рассказы Самуилу Яковлевичу Маршаку, редактировавшему тогда журнал «Воробей». Такого бывалого человека, «умельца», влюблённого в путешествия, в механику, в технику и сочетавшего эту любовь с талантом большого художника, не хватало детской литературе. Очень скоро имя Житкова стало привычным и любимым для всей детской аудитории страны.

Прошло почти сто лет. Сколько потрясений пережила наша страна, сколько поколений сменилось. Но у каждого  поколения вновь и вновь возникают всё те же вопросы: отчего идёт дождь, отчего море солёное, кто живёт на другой стороне  Земли и так до бесконечности. Детям важно, чтобы тот, кто отвечает на их вопросы, всё это видел сам, чтобы мог терпеливо и доступно рассказать о мире, его простых и таких сложных вещах. Поэтому книги Бориса Житкова вряд ли устареют когда-либо, ведь детям во все времена нужен умный взрослый друг, готовый поделиться своими богатейшими знаниями, передать  им своё умение и весь свой опыт.

 

© Л.Е. Сычева, главный библиотекарь