Ему завидовали все дети на свете – ещё бы! Всю жизнь человек играет в куклы, и ему за это ещё и деньги платят! Если бы дети знали, какая тяжёлая это работа – артист театра кукол! Дети этого не видят, и очень хорошо! Они и не должны этого видеть, они должны забыть, что перед ними говорят, поют, любят и ненавидят куклы, а не живые люди.

Главному кукольнику страны Сергею Владимировичу Образцову исполняется в июле 110 лет!

             Если бы кто-нибудь сказал Серёже Образцову в детстве, что он будет актёром, он бы просто рассмеялся. Он хотел быть художником и шёл к этому, поступив после реального училища в Школу живописи. Уж если что и могло вытеснить его желание стать художником, так это скорее математика или техника, потому что его отец был известным российским инженером.

             Как все маленькие дети, Сергей любил играть. Однажды его крёстная, баба Капа, сшила ему рога, набила их ватой и он с упоением играл в корову.  Он «пасся» на зеленом ковре, усыпанном цветами. Видимо, дар перевоплощения был в Серёже очень силён, потому что ощущение, что он в три года был коровой, рыжей, с белым пятном, осталось у Сергея Образцова на всю жизнь, хотя, по его словам, ничего рыжего в нем не было.

В начале двадцатого века в России было неспокойно. Русско-японская война, буржуазная революция… Пятилетний Серёжа играл в участников баррикадных боёв. На баррикадах вместе с ним сражались соседская девочка и кошка.

 Потом он был «издателем газет» и писал крупными буквами на больших листах бумаги, что, мол,  «партия кадетов очень разозлилась», при этом сам он злился на папу, который его газетам предпочитал газеты взаправдашние.

 Ему повезло с родными. Его воспитывали так, что болезнь тщеславия его миновала.

 Он был совсем маленьким, когда его первый раз взяли в оперу. Там его поразило, во-первых,  несерьёзное поведение взрослых – они  шумели и хлопали в ладошки – а детям дома это запрещали! Во-вторых, в опере был дирижер – странный дядька, который махал палочкой и от этого, как казалось мальчику, появлялись звуки. Значит, музыка происходил из этой самой палочки! Серёжа очень обиделся на няню, которая ему не поверила. И, наконец, третье - пение. Вообще-то, оперное пение Серёже не понравилось – он уловил то, как оперные певцы, особенно на высоких нотах, заставляют звук дрожать. Но если взрослые от такого пения начинают вести себя неправильно и шумят-хлопают, значит так и надо петь. Вот он и устроил «оперный концерт» для бабы Капы, думая, что его пение крёстную изумит и она будет всем рассказывать, какой гениальный певец её маленький крестник. Итак,  сидя у неё под окном, Сережа затянул, старательно выводя дрожащие гласные: «У з- о-о-о-ри, у-у-у  з-о-о-реньки-и-и мно-о-ого-о-о я-а-а-аных звё-о-о-о-озд…» Допеть ему не удалось. Баба Капа вышла и сказала: «Что с тобой? Почему ты так противно поёшь?» Это был провал. Баба Капа осудила «оперное» пение Серёжи, попытка похвастаться провалилась. Зато баба Капа научила крестника работать на огороде и на пчельнике, косить, запрягать лошадь, штопать чулки и даже вышивать метки на полотенце. Ох, как эта привычка к физическому труду пригодись Сергею в будущем, ведь профессия кукольника, кроме всего прочего, ещё и огромный физический труд – попробуйте сами постоять хотя бы час с поднятыми руками – уже трудно, а если на руках – кукла, да еще довольно тяжёлая, да не просто вы её держите, а заставляете её двигаться, говорить, чувствовать…

             Впрочем, зимой Сережа всё-таки дал первое представление перед незнакомой публикой, да ещё кукольное! Ему подарили игрушку би-ба-бо – перчаточную куклу. С ней он пошёл гулять в сопровождении няни. У Мясницких ворот в витрине магазине Эйнем были выставлены механические куклы-пожарные. Поглазеть на них стекались зеваки со всего города. Серёжа тоже наблюдал за тем, как куклы тушат пожар, но они показались мальчику мёртвыми с их глупыми невыразительными лицами и механическими движениями. Тогда Серёжа поднял своего Би-ба-бо и тот показался рядом с механическими пожарными настоящим человечком! Вот он потёр ручкой стекло витрины, чтобы было лучше видно, вот он зааплодировал пожарным, он принялся раскачиваться, подражая пожарным, вот он заметил среди зрителей тётю с мопсом. Мопс тоже заинтересовался куклой и обнюхал его. Би-ба-бо хлопнул мопса по любопытному носу, удивлённый мопс отскочил и спрятался за тётю с пером на шляпе… И вот уже все зрители забыли про механических пожарных, живой бибабошка куда интересней! Зрители смеются,  аплодируют. Бибабо победил! Одушевленная кукла, которую мальчик Серёжа любил как маленького котёнка или щенка, победила бездушную механику!

Не с этой ли победы живого над мёртвым и начались победы нашего национального кукольного театра, авторитет которого в Европе, да и в мире  благодаря Образцову вырос неизмеримо! Сам же Сергей Образцов стал любимейшим артистом детей не только в нашей стране, но и за рубежом, и в 1948 году польские дети произвели его в кавалеры «Ордена Улыбки», который вручается человеку, делающему людей весёлыми.

 

© Л.Е. Сычева, главный библиотекарь

Сергей Образцов